Что такое Антипасха, или зачем нужна вторая Пасха?
В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому. Греческая приставка «анти» обозначает «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо».
Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, перед всенощным бдением воскресного дня закрываются Царские врата, а с вечера воскресенья уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресение и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).
Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
С Антипасхой и Фоминой Неделей! Христос Воскресе!